Американская модель образования: быть или не быть?



Америка, Образование

4 года назад

Александра Кравченко


Александра Кравченко


просмотров 4419


Американская модель образованияАмериканская модель образования, да и вся система образования в США, была когда-то предметом зависти всего мира: Гарвард, Стэнфорд, Йель, Принстон… Тем не менее, по мнению многих зарубежных исследований, США теперь отстает от многих других стран — в частности, в математике, науке и технике. Что не так? Почему это случилось с мировой державой? Сразу стоит сказать, что мое личное мнение, российская система образования находится в еще более глубоком кризисе, и тому есть масса подтверждений. Американцы, по крайней мере, пришли к логическому выводу, что образование и экономическое будущее Америки связаны друг с другом. В нашей же стране, эту логическую связь как будто  не видят. Качество российского современного высшего образования никуда не годиться, и это не просто слова, достаточно посмотреть изнутри на то, как преподают, что преподают и кто это делает. Российская школа высшего образование всегда гордившаяся своей фундаментальностью, сегодня описывается классической цитатой из Пушкина: «Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока». Гуманитарии изучают бухучет (вроде бы полезно, но только если бы был толк), математики пытаются освоить гуманитарные дисциплины и все бы хорошо, но… На деле, выпускники осознают, что 5 лет (4-6 по новой системе) изучали ненужные им дисциплины, а то, что нужно будут осваивать с нуля на практике. Именно поэтому, студенты заказывают курсовые, контрольные и дипломные работы у специальных компаний, ведь им либо вообще не дается ненужная им дисциплина, либо они не видят смысла ее изучать, потому что им преподают предмет поверхностно. В этом плане, на мой взгляд, США выигрывает, там упор делается на узкопрофильность, и на выходе получаются более подкованные в своей теме кадры.

Дебаты по поводу проблем в американском образовании идут давно и основаны на утверждении, что в США есть одна оптимальная система образования. На самом же деле, в Америке есть двойственность системы, основанная на двух очень разных образовательных концепциях. Здесь нужно немного вспомнить историю.

В колониальный период, американская модель образования соответствовала европейской — в частности, британской. Ее суть была в концепции «образование — для элиты». Наследники из высших слоев общества, по умолчанию получали достойное среднее и высшее образование в лучших вузах мира, особенно Англии и США. Цель того образования не ограничивалась  знаниями, необходимыми для сыновей правящей элиты, чтобы быть компетентными лидерами. Их так же обучали сущности культуры и социального порядка, так как это обеспечивало стабильность в стране.

Ранняя модель американского образования, о которой только что шла речь, до сих пор существует, и известна как «Лига плюща». Северо-восток США, 8 элитных частных университетов, по-прежнему, выполняющих функцию подготовки элиты в области финансов, права и управления.

Лига плюща карта

Другая сторона, можно даже сказать другой полюс американской системы образования определяется термином «массовое образование», и это типично американское изобретение. Иммигранты в Соединенных Штатах были хорошо осведомлены о ценности образования — в их родных странах обычно это было доступно только для привилегированного меньшинства. Такая система образования, особенно высшего, таким образом была создана по народной инициативе, и была необходима новому американскому обществу.

На первом этапе — это были маленькие, сельские школы, дающие базовые знания о фермерстве, и других ремеслах, необходимых для достижения процветания. Такие школы были неизвестны в Европе в то время.

Вторым этапом, охватывающим большую часть 1800-х годов, было создание городских школ, которые обслуживали потребности продавцов и профессионалов. Финансируемые за счет местных налоговых сборов или пожертвований церкви, открытые для всех, средние школах сделали Америку самой грамотной страной в мире. Всеобщая грамотность позволила повсеместно развивать газеты и брошюры, которые в свою очередь, повлияли на развитие политической системы и развитие рекламы.

Следующий этап  — колледжи. Первые высшие школы такого типа, ориентировались на научные разработки в области сельского хозяйства, техники и медицины. Это позволило стать Америке ведущей индустриальной державой, привело к стимулированию роста инноваций и создания корпораций мирового класса.

Американская модель образования

Весь прошлый (двадцатый) век, система образования США приносила хорошие результаты, и огромнейшее количество мировых корпораций, разработок во многих сферах — отличное тому подтверждение. Но конфликт продолжает существовать, поскольку идет борьба между двумя образовательными концепциями. Элитное и массовое образования по своей природе противоречат друг другу. «Элита» смотрит на настоящее через призму прошлого, стремясь сохранить существующий порядок. «Массы» видят настоящее через призму (предполагаю) будущего. Первое хочет ограничить круг людей, имеющих хорошее образование; второе — говорит, что  у всех есть право на знания.

Исторически, массовая системы образования реагировала на рыночные требование быстрее и точнее, этим объясняется экономический успех США. С другой стороны, выпускники Лиги Плюща тоже не последние спицы в колеснице.

Ситуация сегодня такова, что вузов в Америке очень много, но качество образования везде сильно отличается, и много таких псевдо-колледжей, что возможно стоило бы и закрыть. Преподаватели жалуются, что студенты ленивы, студенты говорят, что их преподаватели некомпетентны. Эта ситуация возникла в основном потому, что американцы смутно представляют свое экономическое будущее. Совершенство теряется, потому что нет спроса — нет видимого поля для развертывания талантов и инициативы. Экономически, это объясняется переносом большей части промышленности в Китай.

Отвечая на вопрос: «Американская модель образования: быть или не быть?», нужно подумать вот о чем. Америка воспитывает лучше всего тогда, когда есть надежда на светлое будущее. Поставив нужные экономические цели, можно будет решить конфликт в сфере образования.

Еще на эту тему